Елена Морозова: Подоходный налог в Кыргызстане с 1 января 2009 года обязаны платить даже малолетние дети
Подоходный налог в Кыргызстане с 1 января 2009 года обязаны платить даже малолетние дети. Об этом заявила сегодня на круглом столе, проведенном Международным деловым советом при поддержке проекта USAID по улучшению бизнес-среды, член комитета по налогам МДС Елена Морозова.
По ее словам, подоходный налог в том виде, в котором он прописан в Налоговом кодексе Кыргызстана, не имеет права существовать. Отчасти потому, что, по сути, таковым и не является. Причина - введение в НК КР института минимального расчетного дохода.
«Закон устанавливает, что если совокупный годовой доход меньше минимального расчетного дохода, то плательщик обязан уплатить налог на основе налогооблагаемой базы, равной минимальному расчетному доходу, - подчеркнула Елена Морозова. – Таким образом, закон устанавливает, что если доходы плательщика меньше определенного порога, то принципы подоходного налога перестают действовать. С него взимается налог, который не зависит от доходов. Следовательно, он является вмененным, а проще говоря – подушевым. Фактически вместо якобы одного налога с физических лиц мы имеем два с разными налогооблагаемыми базами».
Минимальный расчетный доход, по данным комитета МДС, применяется не только к доходам, полученным в виде зарплат, но и других денежным поступлениям граждан. В том числе – к выплатам пенсионерам, сиротам, инвалидам со стороны коммерческих и некоммерческих организаций (кроме профсоюзов), премиям участникам школьных олимпиад и прочее. При этом, таким налогом, судя по НК КР, должны облагаться все граждане, включая малолетних детей, за редким исключением.
В качестве примера Елена Морозова привела расчет подоходного налога, который должен будет уплатить пенсионер, устроившийся работать на зарплату в 3 тысячи сомов. Фактическая ставка налога с него будет составлять не 10 процентов, как заявлено в НК КР, а 28,9 процента, поскольку заработок ниже минимального расчетного дохода. Не менее нелепая ситуация создастся при начислении дивидендов акционерам, которые являются гражданами других государств. Если их сумма составит 600 сомов, то акционер не просто должен отдать их государству, но и обязан доплатить кыргызской казне 6 тысяч 720 сомов. Примерно на такую же сумму будет «наказан» школьник, выигравший денежный приз в олимпиаде.
Институт минимального расчетного дохода, по данным эксперта, не касается работников бюджетной сферы. То есть, по мнению Елены Морозовой, подушевой налог противоречит принципу справедливости налогообложения. По этой причине в комитете МДС полагают, что подоходный налог в новом НК КР, по сути, – подоходный налог с элементами налога на мошенничество. Введение минимального расчетного дохода, в частности, объясняется официальными источниками тем, что некоторые плательщики укрывают реальные доходы.
В комитете МДС полагают, что институт минимального расчетного дохода и нормы по его применению должен быть исключен из НК КР. С ними согласны другие представители Международного делового совета.
Впрочем, институт минимального расчетного дохода – не единственная проблема подоходного налога в последней редакции НК КР. Так, например, новые нормы кодекса требуют предоставления отчетности со стороны иностранных граждан, получающих доходы в КР, но не проживающих в республике. Отчисления в бюджет обязали производить граждан, работающих за рубежом. Подобных примеров, утверждают в комитете МДС, много.
Участники круглого стола приняли резолюцию, с просьбой к властям о внесении изменений в Налоговый кодекс.