Правительству КР предлагают рассмотреть возможность предоставления льгот для многодетных семей при уплате налога на недвижимость
Правительству КР предлагают рассмотреть возможность предоставления льгот для многодетных семей при уплате налога на недвижимость, предусмотренного в новом Налоговом кодексе. С таким предложением выступил сегодня на заседании комитета по экономике, бюджету и финансам Жогорку Кенеша КР его председатель - депутат Аскарбек Шадиев во время обсуждения проекта закона во втором чтении.
Парламентарий заявил об этом в связи с замечанием коллеги Асылбека Жээнбекова о том, что многие кыргызстанцы, имеющие большие семьи, специально строили большие дома. «А теперь получается, что им еще придется и огромный налог на недвижимость платить, тогда как им близких-то содержать тяжело», - констатировал нардеп.
Аскарбек Шадиев в связи с этим попросил заместителя председателя Государственного комитета по налогам и сборам КР Адылбека Касмалиева рассмотреть возможность освобождения от налога на недвижимость многодетных семей. «Во многих странах, наоборот, помогают семьям, имеющим много детей, создают специальные проекты, а у нас такого нет. Если еще и налоги такие вводить, никто рожать не захочет», - заметил народный избранник.
Как пояснил позже журналистам Адылбек Касмалиев, разработчики приняли во внимание многочисленные замечания по налогу на недвижимость, который вводится в действие с проектом нового Налогового кодекса. Так, по его словам, коэффициент исчисления налога с общей площади недвижимости уменьшен для некоторых отдаленных районов юга страны.
Кстати, сумма вычета от стоимости жилья, которая изначально была введена только для столицы КР, а именно 500 тысяч сомов, теперь едина на всей территории республики. «То есть, если известна стоимость недвижимости – допустим, один миллион сомов, - а полноправными хозяевами дома являются и муж, и жена, то отнимаем 500 и еще 500 тысяч сомов, получается 1 миллион сомов. Получается, налог - ноль», - пояснил Адылбек Касмалиев.
Примечательно, что во внимание также берется и материал, и год постройки здания. Так, саманные строения, бараки и подобные им жилища не будут облагаться налогом. «Раньше налог на недвижимость не принимался, потому что не было механизма ее оценки. Предлагалось, чтобы оценкой занимался Госрегистр, но, опять же, это был бы субъективный подход, а в этом Налоговом кодексе есть схема, по которой и рассчитывается сумма отчислений», - заметил Адылбек Касмалиев.
В названной схеме приведены материалы, из которых строится жилье: дерево, кирпич, бетон и так далее, а также четыре временные категории – до 5 лет, от 5 до 15 лет, от 15 до 30 лет и свыше 30 лет. «В зависимости от материалов и срока эксплуатации недвижимости в схеме указывается стоимость одного квадратного метра жилья. Этот показатель умножается на площадь жилища, отнимается 500 тысяч сомов, если недвижимостью владеет один человек, и умножается на коэффициент. Так мы получаем сумму налога, который уплачивается раз в год», - пояснил Адылбек Касмалиев, добавив, что для владельцев элитного жилья, естественно, налог на недвижимость будет больше.
Так называемый коэффициент оказался самым высоким в Бишкеке и равен единице, по регионам же он варьируется – от 0,2 и выше. Кстати, новым Налоговым кодексом, который принят только в первом чтении и теперь будет рассмотрен парламентом во втором чтении, предусмотрено введение зонального коэффициента. Этот показатель могут устанавливать местные органы власти в зависимости от престижности того или иного района населенного пункта. Так, бишкекчане, владеющие домами в центре столицы КР, будут платить больше, нежели те, чьи дома расположены в новостройках Бишкека.